Коренные малочисленные народы Таймыра: вымирающие языки, таймырские этносы, легенды и мифы о рождении Земли

Время на прочтение: 6 минут(ы)

О Таймыре, арктических территориях и северных этносах.
Коренные народы, населяющие Таймыр крайне малочисленны. В наше время их языки стали забываться, в то время как раньше на Таймыре они употреблялись повсеместно. Малочисленные народы Таймыра являлись пионерами в заселении северных территорий, и потому, чаще всего названия населенным пунктам давали именно они. Но по мере заселения Таймырского полуострова русскими, стали появляться и русские названия. Иногда один населенный пункт мог иметь сразу несколько названий, но все же первое название всегда было дано на языке того народа, который первый заселил данную территорию.

У людей тундры не было книг и письма.
Они не умели записывать свои знания,
Чтобы увековечить их и передать потомкам.
Но у них было Слово.
Оно обозначало суть вещей и смысл явлений.

Вымирающие языки коренных малочисленных народов Таймыра

Коренные малочисленные народы Таймыра
Коренные малочисленные народы Таймыра

Немногочисленные племена коренных народностей – нганасаны, ненцы, долганы, эвенки, ханты, манси, коми, селькупы, якуты, энцы – кочевали по необъятным просторам Севера. Долгой полярной ночью в задымленном чуме или во время аргиша слагались и пелись древние песни.

Гонки на оленьих упряжках
Гонки на оленьих упряжках

Аргиш – обоз из оленьих упряжек, аргишить – ездить, кочевать.
Хэйро – солнце. Танец «Хэйро» исполняется во время праздника «Хэйро» в январе. Когда первые лучи солнца освещают горизонт после полярной ночи.
Стойбище – поселение кочевых народов Севера.

Коренные малочисленные народы Таймыра. Таймырские этносы

На территории Таймыра издавна проживает несколько этносов:
энцы и нганасаны — народ самодийского происхождения, язык которых относится к самодийской группе, письменность отсутствует. Нганасанысамый древний народ Таймыра, их предки населяли эту землю еще пять тысячелетий назад. Основными занятиями наганасан являются охота на дикого оленя и сезонные промыслы – охота на гусей и рыболовство, поэтому этот народ вел полуоседлый образ жизни. Позже, когда нганасаны освоили оленеводство, они стали вести кочевой образ жизни. Энцы – самый малочисленный народ Таймыра. Их численность составляет около 130 человек. Раньше они являлись кочевым народом, сейчас кочевников среди них становится все меньше. В настоящее время занимаются главным образом охотой и рыболовством, пасут домашних оленей.
долганы — тюркский этнос, язык — долганский диалект якутского языка, письменность создана на основе русской графики. Долганы составляют основное коренное население Таймыра и являются сравнительно молодым народом. Издавна их основными занятиями были оленеводство, охота и рыболовство. Необходимость менять оленьи пастбища заставляла долган кочевать, переезжая с места на место – так этот народ стал кочевым.
ненцы и эвенки – старожильческий этнос. Ненцы являются исконными оленеводами. Но также большое значение в их жизни имеет охота и рыболовство. В течение всего года они кочуют со стадами оленей по просторам тундры.

Стадо северных оленей
Стадо северных оленей

Чтобы лучше понять мироощущение народов, живущих на Таймыре, я приведу для примера

Древний нганасанский миф о рождении Земли

Когда-то давным-давно земли не было. Только вода разлилась широко, без конца и без края. Попросили гагару:
Нырни под воду, может быть, землю найдешь!
Нырнула гагара глубоко, три дня ее не было, а когда вынырнула — оказалось, что держит она в клюве маленький кусочек земли.
Взлетела гагара и положила этот кусочек земли на высокое место Койка моу (земля идолов), чтоб разлившаяся вода не смогла затопить землю потом нырнула снова, достала камень и придавила этим камнем землю, чтоб не рассыпалась она. Земля стала расти и расширяться, становилась она все больше и больше. «Оу,- подумала гагара,- надо землю солнцем согреть, чтоб она просохла». Махнула крылом — и появилось солнце. Солнечные лучи быстро высушили землю, и она стала пригодной для жизни. Наконец, появился и человек.

Запряженная оленья упряжка
Запряженная оленья упряжка

Об обрывистых берегах, скалах, горах, возвышенностях, называемых шайтанами, слагались легенды, былины и сказания.

О почитании Шайтана — скалы, находящейся на реке Хете, имеется следующее сказание:

«В старину жили два брата, оба шамана. Один из них, старший, был злой, младший — добрый шаман. Старший брат поймал болезнь оспу и запер ее в тюрьму. Оспа, находясь там в течение трех лет, сильно плакала и грозилась: «Я лежу здесь, будучи побежденной, но мои 999 оборотничеств еще сохранились. Если я пожелаю выйти, все равно выйду, хотя бы превратясь в маленькую искру».
Услышав это, младший шаман стал просить своего брата освободить Оспу. Брат отказался, тогда младший шаман сам выпустил ее на свободу.
Оспа пришла и съела старшего брата, затем сказала: «Не может остаться без возмездия мое тюремное заключение; хотя вы и не виноваты в этом, но я все-таки дам почувствовать, что значит запирать меня»,- и ушла.
После этого наступил голод среди родичей шаманов, ни одного зверя не могли убить люди. Тогда собрались они и стали совещаться: «Почему это из-за оспы рассердился на нас Хозяин земли?» — и заставили шаманить.
Во время камлания Хозяин земли обратился к людям: «Как же я не отвернусь от вас? Куда же денется провинность ваша перед оспой? Ведь ее трехлетние вопли всех хозяев каждого растения, каждой былинки напугали и разогнали далеко».
Шаман долго упрашивал Хозяева земли. Наконец последний смилостивился и сказал: «Я мог бы дать промысел. Если вы могли подарить мне девушку красотою сияние солнце».
В это время жил один бедный долганин с единственной дочерью, на нее-то и указал дух — Хозяин земли.
Тогда люди спросили у отца девушки: «Как ты думаешь относительно того, отдашь ли свою дочь?». Что же делать тому бедняге, он и сказал: «Вместо того, чтобы умереть многим, пусть я лучше лишусь одной своей дочери». Тогда по указанию шамана из чистых белых нюков устроили чум, как для невесты. Вся «орда» снарядила девушку, она поехала и, поднявшись на гору, превратилась в камень, олени же с приданным — в отдельные камни. Вот эти-то и почитаются теперь Шайтанами.».

Стадо северных оленей
Стадо северных оленей

Камлание – шаманский обряд колдовства (разговора с духами и потусторонними силами).
Духи – хозяева Земли, Воды, Воздуха, Охоты.
Нюк – покрытие для чума. Зимние нюки – из оленьих шкур, летние – из замши.
Чум – разборное, конической формы жилище из жердей, обтянутых шкурами.
Самоеды – так долганы называют нганасан, утверждая, что в давние времена среди нганасан был распространен каннибализм.

Северные олени
Северные олени
Таймырский чум
Таймырский чум

Итак, полуостров Таймыр, овеянный легендами и преданиями, регион с уникальным сочетанием природных комплексов, край удивительной красоты не зря был назван предками тунгусов таким топонимом, как тамура – дорогой, ценный. Это соответствует действительности: Таймыр богат самобытной культурой коренных народов Севера, проживающих на его территории, неповторимыми природными условиями, уникальной флорой и фауной, сочетающимися с геологическими и палеонтологическими раритетами. Его просторы и богатства недр не имеют цены.
С незапамятных времен живущие на этой земле народы из поколения в поколение передают миф о ее рождении.

Миф о рождении Земли

«Когда Земли не было, был только лед без растительности. В ледяном чуме жил мужчина — Белый бог, бог льда и снега, вместе с Матерью — богиней, создали они первые растения, травы и цветы, а для защиты растений от пожирающих их червей и вредителей создали оленя. Сначала олень был без рогов, и ничего не мог он поделать с одолевающими растения вредителями. Пришел олень к своему отцу и попросил дать ему крепкие рога, чтобы защищать растения. Приставил ему бог с одной стороны головы мамонтовый бивень, а с другой — каменную скалу, и этими рогами олень быстро перебил всех червей, уничтожавших растения. Устал олень, тряхнул головой — и с его рогов свалилась отягчавшая их кожура. Упавшая с одного рога кожура превратилась в южный хребет, а с другого — в северный хребет. А олень все продолжал расти, как росли его рога. Увидевший это Белый бог сказал: «Пусть разветвления северного рога станут северным сиянием и северным красным облаком, а разветвления южного рога – грозовыми и снеговыми облаками».
С тех пор спина этого огромного оленя стала Землей, окруженной горами, и на ней стали жить люди. Так родился этот мир, и в нем появился народ.

Вот такие красивые легенды слагали древние народы Таймыра. Они передавали их из поколения в поколения в устном творчестве, ведь письменности у них не было.

Все рассказы о поездках по России

Все об Арктике