, ,

Мыс Челюскин. Первопроходцы Севера

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

СОДЕРЖАНИЕ:

  • МЫС ЧЕЛЮСКИН
  • ВЕНЕЦ МОРЯКОВ
  • ЭТО НАША РОССИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ

 

МЫС ЧЕЛЮСКИН

На территории Таймыра на 78-й широте находится самая северная точка материка Евразия – мыс Челюскина. У берегов его смешиваются воды двух морей – Карского и Лаптевых. Дальше, на севере – Ледовитый океан, на юге – безжизненные земли. Холодные морские волны с шумом накатывают на каменные берега и разбиваются о них в невидимую влажную пыль, затем отступают и накатывают вновь. Так и живут две стихии в вечной борьбе и вечном единстве тысячи лет, а мимо, вдалеке, завораживая величавым спокойствием, проплывают айсберги.
И, казалось бы, нет места человеку в этом краю скал, серых волн и вечных льдов. Но 267 лет назад и этот северный форпост, сдался людям, которых не пугали трудности и лишения – первооткрывателям Арктики. Сейчас, с развитием науки и технического прогресса, почти не осталось на планете неизведанных мест. Поэтому страницы газет не блещут теперь именами первооткрывателей и новыми географическими находками. Кто были те люди, которые без уверенности в том, что вернутся обратно, зная, что путь их будут сопровождать холод, голод, болезни, потери, отправлялись в неизведанные дали, к суровым северным берегам, в никуда? А те, что сумели выжить в арктических экспедициях и были знакомы с трудностями и лишениями – зачем возвращались они в эти жестокие края снова и снова? Кто они, покорители Арктики? - Исследователи, одержимые целью постичь доселе неизвестное, патриоты, идущие на подвиг для утверждения государственности на дальних берегах Отчизны, фанаты своего дела – картографы, географы, моряки.

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

ВЕНЕЦ МОРЯКОВ

В XVII веке род Челюскиных был богат и знатен. Но после подавления бунта московских стрельцов при Петре I фамилия их попала в списки Тайной канцелярии и cемья оказалась в опале, была разорена и обречена на скудную жизнь в глухой деревне.
Впервые Семен Челюскин прибыл в Москву в 1714 году. После удачного прохождения смотра, он был зачислен в школу математических и навигационных наук. В 1721 году аттестовался, пройдя обучение в «навигацком классе».
В 1732 году под руководством В. Беринга для исследования заполярных территорий была снаряжена Великая Северная экспедиция, в списке участников которой в первых рядах значился подштурман Семен Челюскин, вскоре произведенный в штурманы.
В 1735 году экспедиция на дубель-шлюпе «Якуцк» отправилась в неведомое и опасное плавание за Полярный круг. Через несколько месяцев трудного пути, в котором погибло немало исследователей, среди участников экспедиции витал дух разочарования и обреченности. Большинство морских офицеров склонялись к мысли, что дальнейшее продолжение плавания тщетно, нужно возвращаться. Лишь Челюскин верил в удачу и высказывался определенно: «Начатое свершиться должно». Велико было его стремление осуществить задуманное. За что команда отнеслась к штурману настороженно – уж больно суров показался он им тогда
После гибели в полярных льдах командира отряда, обязанности руководства экспедицией легли на Челюскина. К тому времени экипаж корабля понял, что за строгостью штурмана стоят два непререкаемых человеческих качества - доброта и требовательность по отношению к людям.
В 1740 году экспедиция вышла в очередной поход. В последний раз Челюскин управлял своим кораблем – через месяц плавания его раздавило дрейфующими льдами. Главнейшей целью было спасти людей, поэтому командир отдал приказ оставить «Якуцк». На самодельных санях, нагруженных снаряжением и припасами, преодолевая снежные торосы, потерпевший крушение экипаж двинулся к берегу. Закончился провиант, несколько человек умерло от цинги, но экспедиция достигла зимовья.
В течение 1741 года исследовательскими партиями Семена Челюскина и Харитона Лаптева были изучены берега Пясины, Нижней Таймыры, восточные берега полуострова. Неизведанным оставался только «Северный Таймурский мыс».

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

Семьдесят дней сорок собак в пятидесятиградусный мороз мчали по тундре нарты, нагруженные оборудованием и продовольствием. Исследователи, ориентируясь по звездам и компасу, пересекли Таймыр с юго-запада на северо-восток, достигнув Попигайского зимовья.
Челюскин с подвозчиками-тавгийцами (нганасанами) двинулся на север, затем, отпустив каюров, на трех собачьих упряжках, отправился вдоль побережья к мысу св. Фаддея. Дальше этого места на Север еще никто не проникал. Съемка берегов велась и при «погоде чистой и сиянии солнечном» в «поземную метель великую». Еще через пять дней в путевом журнале штурмана появилась запись, ставшая исторической: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою».
Это и был мыс, являющийся самой верной точкой материка Евразия, увековечивший в последствие имя Семена Челюскина – одного из великих первооткрывателей Арктики. Но тогда штурман даже не подозревал, что он сделал открытие, которое опередило время. Этот невзрачный мыс не произвел на штурмана никакого впечатления. По воле случая исследователь пробыл на этом краю земли меньше часа, не придав своему открытию особого значения, и направился дальше. Лишь через 100 лет другой исследователь, Миддендорф, смог достичь этого места впервые после первопроходцев. По его словам, Челюскину удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что «его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков…».
Семь лет длилась Великая Северная экспедиция. Два значительных открытия было сделано: Россия достигла Аляски и северной точки Евразии. Не смотря на это, судьбой многих покорителей Арктики, участников этой поездки, в том числе и штурмана Семена Челюскина, стали безвестность при жизни и признание после смерти. Окончив экспедицию и вернувшись в Петербург, исследователи Арктики не были удостоены ни чинов, ни наград.
И все-таки есть люди, которые болеют Арктикой не в поисках славы и не для удовлетворения личных амбиций. Спустя столетия, находятся те, кто отправляются в экспедиции к далеким ледовитым берегам, одержимые не только научными, но и нравственными целями. Они пытаются доказать самим себе: сможет ли современный человек, избалованный комфортом и достижениями прогресса, выдержать экстремальные условия, в которых работали первопроходцы Севера? Они появляются в этих суровых краях группами и в одиночку с обветренными и обмороженными лицами, молчаливые и одухотворенные своей странной целью. Ищут, обретают и исчезают в круговороте вьюг, унося с собой ответы на вечные вопросы.

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

ЭТО НАША РОССИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ

В 1932 году экспедицией Арктического Института на мысе Челюскин создана полярная станция, расширенная позже до обсерватории. Сейчас станция является радиометеорологическим центром, на которой работают около 10 полярников. Стандартный период зимовки - 2 года, а точнее – 2 зимы. Потом отпуск – ждут борт, добираются до «материка» порою по нескольку недель. И если кто оставил кусочек своего сердца в этих холодных краях гранитных скал, - возвращается обратно. Почему? Трудно сказать. Но я видела, как фраза «Я зимовал…», вскользь оброненная случайным приезжим, открывала сердца полярников. На столе мигом появлялся самовар, домашний хлеб и завязывалась дружеская беседа. О зимовках, конечно. А еще о белых медведях и полярных сияниях, о морских звездах, выброшенных на берег волной Карского моря, о товарищах с островов Ледовитого океана, дружба с которыми завязалась по азбуке Морзе.
С мысом Челюскина тесно связана легендарная история полярной авиации. На мысе расположена пограничная застава. Здесь, на берегах, омываемых двумя северными морями, установлен пограничный столб, маркирующий самую северную точку сухопутной границы России. Аэродром «Мыс Челюскин» является самым северным аэродромом материка Евразия. Отправной точкой развития авиации в Арктике можно считать 1932 год, когда первый гидросамолет достиг северной оконечности Таймыра и совершил посадку на мысе. В 30-е годы прошлого века исследования Арктики, осуществляемые с помощью полярной авиации, имели не только научное и экономическое значение, но и укрепляли позиции нашей страны на политической арене, демонстрируя державную мощь России. Даже в тяжелые годы Великой отечественной войны не прекращалось развитие Арктики и Северного морского пути. В то время освоению Севера придавалось особенное стратегическое значение. Аэродром сыграл важную роль в реализации программ ледовой разведки. Здесь были сформированы запасы топлива для заправки самолетов, в том числе отправляющихся на Северный Полюс.
_DSC2456
В память о покорителях Арктики, и тех, чья жизнь оборвалась в этих бескрайних просторах льдов и скал, установлены памятники, по которым можно читать историю этого северного края: деревянный символический столб с памятной доской, увековечивающей открытие с надписью «Мыс Челюскин самая северная точка Евразии (77 ° 42' 07"с.ш., 104°18'в.д.), гурий «Знак «Зари», установленный в 1901 году, братская могила-пирамида на постаменте - место захоронения исследователей Арктики, мемориальные доски пилотам Р. Т. Воробьёву и Г. В.Шилову, кварцевая белая глыба, отмечающая северную оконечность евроазиатского материка, омываемого волнами двух морей Карского и Лаптевых, каменный гурий, установленный экспедицией Р. Амудсена в честь экспедиции Норденшельда, памятный знак в виде паруса, от земляков С. Челюскина, памятник первопроходцам Таймыра: плита с именами участников экспедиции и гранитный столб, увенчанный моделью дубель-шлюпки «Якутск», установленный в честь 250-летия открытия мыса Челюскина, гурий Колчака, офицера и гидрографа из экспедиции Б. Вилькицкого.
Осенью 2009 года на мысе Челюскина вырос еще один знак, обозначивший государственность России на северных рубежах. Чин водружения православного Поклонного креста на Таймырской земле совершил архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. На Поклонном кресте размещена мемориальная памятная доска со словами «Сей крест установлен и освящен Антонием архиепископом Красноярским и Енисейским в честь покровителя защитников Российской границы преподобного Илии Муромца. В Крестопоклонную неделю 16/29 сентября 2009 года». Владыка Антоний совершил чин окропления святой водой захоронения покорителей северных широт – военных летчиков и моряков, погибших при освоении Севера и принял участие в установлении мемориальной таблички на памятнике погибшим за Отечество воинам. Эта табличка была изготовлена на средства, собранные диксонскими школьниками. Во время визита Архиепископа на Диксон, ребята передали ему ее с просьбой установить на место старой, пришедшей в негодность.
«Памятные знаки на границах земли олицетворяют собой Россию – это знаки величия нашего Отечества, единства народа, тысячелетия православия на нашей земле. Поэтому сегодня, здесь на берегу Северного Ледовитого океана, мы православный крест в знак того, что это наше государство, наша российская земля. Я с глубокой радостью воспринимаю это торжественное событие для нашей Родины, для всех нас», - подчеркнул Владыка Антоний.
Традиция установления Поклонных крестов на Руси связана с почитанием знаков Крестной Жертвы Спасителя лучшими щитами от врагов духовных и физических. Символы эти являются лествицей, соединяющей отечество земное и отечество небесное. Теперь и на далеком северном мысе, возвышаясь над вечной мерзлотой невидимым часовым стоит на страже нашего государства православный крест.
Холодный ветер уносил с собой в далекие северные широты слова соборной молитвы о духовном возрождении России. Светлой радостью были наполнены глаза людей, несущих свою службу на самых дальних рубежах России, когда они подходили к Владыке за благословением, касались православного креста. О чем в такую минуту просили у Бога люди, у которых каждый день подобен подвигу – подвигу над стихией, над собой, над чувством одиночества вдали от близких? Наверное о том же, что и каждый из нас – о здоровье, счастье, благополучии, мире. Верится, что все просьбы их будут услышаны – иначе быть не может.

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

Россия: Арктика, Таймыр, российский Север фотоальбом


ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ПОЕХАТЬ НА ТАЙМЫР:


Купить билеты например Москва-Норильск, подбор самого дешевого варианта:


Все мои самостоятельные путешествия по Таймыру и Арктике


Мои заметки путешественника про самостоятельные путешествия по России и другим странам мира можно прочитать здесь

 

2 ответы
  1. сергей
    сергей says:

    хороший рассказ! Только путаница в исторических событиях и фактах. Русский учёный и путешественник Миддендорф, Александр Фёдорович никогда не был на мысе Ч
    Челюскина, даже в море не выходил. Как сейчас помню...

    Ответить
  2. Светлана Хэйро
    Светлана Хэйро says:

    Спасибо за отзыв! Я не точно выразилась наверное - насколько я знаю, Миддендорф составил карту Таймыра по описаниям Челюскина и открыл течение в Баренцевом море, когда морем шел. Значит иногда выбирался-таки на морские просторы. Не далеко, конечно:)

    Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Внесите свой вклад в беседу!!

Добавить комментарий