, ,

Легенды древнего Таймыра. Коренные малочисленные народы Таймыра

Стадо северных оленей

У людей тундры не было книг и письма.
Они не умели записывать свои знания,
Чтобы увековечить их и передать потомкам.
Но у них было Слово.
Оно обозначало суть вещей и смысл явлений.


Вымирающие языки коренных малочисленных народов Таймыра

Коренные малочисленные народы Таймыра

Коренные малочисленные народы Таймыра

Продолжаю свою самую любимую тему - о Таймыре, арктических территориях и северных этносах.
Коренные народы, населяющие Таймыр крайне малочисленны. В наше время их языки стали забываться, в то время как раньше на Таймыре они употреблялись повсеместно. Малочисленные народы Таймыра являлись пионерами в заселении северных территорий, и потому, чаще всего названия населенным пунктам давали именно они. Но по мере заселения Таймырского полуострова русскими, стали появляться и русские названия. Иногда один населенный пункт мог иметь сразу несколько названий, но все же первое название всегда было дано на языке того народа, который первый заселил данную территорию.
Немногочисленные племена коренных народностей – нганасаны, ненцы, долганы, эвенки, ханты, манси, коми, селькупы, якуты, энцы – кочевали по необъятным просторам Севера. Долгой полярной ночью в задымленном чуме или во время аргиша слагались и пелись древние песни.

Гонки на оленьих упряжках

Гонки на оленьих упряжках

Аргиш – обоз из оленьих упряжек, аргишить – ездить, кочевать.
Хэйро – солнце. Танец «Хэйро» исполняется во время праздника «Хэйро» в январе. Когда первые лучи солнца освещают горизонт после полярной ночи.
Стойбище – поселение кочевых народов Севера.


Коренные малочисленные народы Таймыра. Таймырские этносы

На территории Таймыра издавна проживает несколько этносов:
- энцы и нганасаны - народ самодийского происхождения, язык которых относится к самодийской группе, письменность отсутствует. Нганасанысамый древний народ Таймыра, их предки населяли эту землю еще пять тысячелетий назад. Основными занятиями наганасан являются охота на дикого оленя и сезонные промыслы – охота на гусей и рыболовство, поэтому этот народ вел полуоседлый образ жизни. Позже, когда нганасаны освоили оленеводство, они стали вести кочевой образ жизни. Энцы – самый малочисленный народ Таймыра. Их численность составляет около 130 человек. Раньше они являлись кочевым народом, сейчас кочевников среди них становится все меньше. В настоящее время занимаются главным образом охотой и рыболовством, пасут домашних оленей.
- долганы - тюркский этнос, язык - долганский диалект якутского языка, письменность создана на основе русской графики. Долганы составляют основное коренное население Таймыра и являются сравнительно молодым народом. Издавна их основными занятиями были оленеводство, охота и рыболовство. Необходимость менять оленьи пастбища заставляла долган кочевать, переезжая с места на место – так этот народ стал кочевым.
- ненцы и эвенки – старожильческий этнос. Ненцы являются исконными оленеводами. Но также большое значение в их жизни имеет охота и рыболовство. В течение всего года они кочуют со стадами оленей по просторам тундры.

Стадо северных оленей

Стадо северных оленей

Чтобы лучше понять мироощущение народов, живущих на Таймыре, я приведу для примера


Древний нганасанский миф о рождении Земли

Когда-то давным-давно земли не было. Только вода разлилась широко, без конца и без края. Попросили гагару:
Нырни под воду, может быть, землю найдешь!
Нырнула гагара глубоко, три дня ее не было, а когда вынырнула - оказалось, что держит она в клюве маленький кусочек земли.
Взлетела гагара и положила этот кусочек земли на высокое место Койка моу (земля идолов), чтоб разлившаяся вода не смогла затопить землю потом нырнула снова, достала камень и придавила этим камнем землю, чтоб не рассыпалась она. Земля стала расти и расширяться, становилась она все больше и больше. «Оу,- подумала гагара,- надо землю солнцем согреть, чтоб она просохла». Махнула крылом - и появилось солнце. Солнечные лучи быстро высушили землю, и она стала пригодной для жизни. Наконец, появился и человек.

Запряженная оленья упряжка

Запряженная оленья упряжка

Об обрывистых берегах, скалах, горах, возвышенностях, называемых шайтанами, слагались легенды, былины и сказания.


О почитании Шайтана - скалы, находящейся на реке Хете, имеется следующее сказание:

«В старину жили два брата, оба шамана. Один из них, старший, был злой, младший - добрый шаман. Старший брат поймал болезнь оспу и запер ее в тюрьму. Оспа, находясь там в течение трех лет, сильно плакала и грозилась: «Я лежу здесь, будучи побежденной, но мои 999 оборотничеств еще сохранились. Если я пожелаю выйти, все равно выйду, хотя бы превратясь в маленькую искру».
Услышав это, младший шаман стал просить своего брата освободить Оспу. Брат отказался, тогда младший шаман сам выпустил ее на свободу.
Оспа пришла и съела старшего брата, затем сказала: «Не может остаться без возмездия мое тюремное заключение; хотя вы и не виноваты в этом, но я все-таки дам почувствовать, что значит запирать меня»,- и ушла.
После этого наступил голод среди родичей шаманов, ни одного зверя не могли убить люди. Тогда собрались они и стали совещаться: «Почему это из-за оспы рассердился на нас Хозяин земли?» - и заставили шаманить.
Во время камлания Хозяин земли обратился к людям: «Как же я не отвернусь от вас? Куда же денется провинность ваша перед оспой? Ведь ее трехлетние вопли всех хозяев каждого растения, каждой былинки напугали и разогнали далеко».
Шаман долго упрашивал Хозяева земли. Наконец последний смилостивился и сказал: «Я мог бы дать промысел. Если вы могли подарить мне девушку красотою сияние солнце».
В это время жил один бедный долганин с единственной дочерью, на нее-то и указал дух - Хозяин земли.
Тогда люди спросили у отца девушки: «Как ты думаешь относительно того, отдашь ли свою дочь?». Что же делать тому бедняге, он и сказал: «Вместо того, чтобы умереть многим, пусть я лучше лишусь одной своей дочери». Тогда по указанию шамана из чистых белых нюков устроили чум, как для невесты. Вся «орда» снарядила девушку, она поехала и, поднявшись на гору, превратилась в камень, олени же с приданным - в отдельные камни. Вот эти-то и почитаются теперь Шайтанами.».

Стадо северных оленей

Стадо северных оленей

Камлание – шаманский обряд колдовства (разговора с духами и потусторонними силами).
Духи – хозяева Земли, Воды, Воздуха, Охоты.
Нюк – покрытие для чума. Зимние нюки – из оленьих шкур, летние – из замши.
Чум – разборное, конической формы жилище из жердей, обтянутых шкурами.
Самоеды – так долганы называют нганасан, утверждая, что в давние времена среди нганасан был распространен каннибализм.

Северные олени

Северные олени

Таймырский чум

Таймырский чум

Итак, полуостров Таймыр, овеянный легендами и преданиями, регион с уникальным сочетанием природных комплексов, край удивительной красоты не зря был назван предками тунгусов таким топонимом, как тамура – дорогой, ценный. Это соответствует действительности: Таймыр богат самобытной культурой коренных народов Севера, проживающих на его территории, неповторимыми природными условиями, уникальной флорой и фауной, сочетающимися с геологическими и палеонтологическими раритетами. Его просторы и богатства недр не имеют цены.
С незапамятных времен живущие на этой земле народы из поколения в поколение передают миф о ее рождении.


Миф о рождении Земли

«Когда Земли не было, был только лед без растительности. В ледяном чуме жил мужчина - Белый бог, бог льда и снега, вместе с Матерью - богиней, создали они первые растения, травы и цветы, а для защиты растений от пожирающих их червей и вредителей создали оленя. Сначала олень был без рогов, и ничего не мог он поделать с одолевающими растения вредителями. Пришел олень к своему отцу и попросил дать ему крепкие рога, чтобы защищать растения. Приставил ему бог с одной стороны головы мамонтовый бивень, а с другой - каменную скалу, и этими рогами олень быстро перебил всех червей, уничтожавших растения. Устал олень, тряхнул головой - и с его рогов свалилась отягчавшая их кожура. Упавшая с одного рога кожура превратилась в южный хребет, а с другого - в северный хребет. А олень все продолжал расти, как росли его рога. Увидевший это Белый бог сказал: «Пусть разветвления северного рога станут северным сиянием и северным красным облаком, а разветвления южного рога – грозовыми и снеговыми облаками».
С тех пор спина этого огромного оленя стала Землей, окруженной горами, и на ней стали жить люди. Так родился этот мир, и в нем появился народ.

Вот такие красивые легенды слагали древние народы Таймыра. Они передавали их из поколения в поколения в устном творчестве, ведь письменности у них не было.

Фотоальбом Россия: Таймыр, Арктика


Мои путевые заметки путешественника про самостоятельные путешествия по России и другим странам мира можно прочитать здесь

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Внесите свой вклад в беседу!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*