Свободный художник – стабильность характера в нестабильном мире

Время на прочтение: 5 минут(ы)

Валерий Нистратов — российский фотограф, работающий в традиции арт-документальной фотографии. Родился в 1073 году в Москве. С 1991 года по 1993 год как новостной фотограф освещал события, связанные с распадом СССР для западных СМИ. Фотографии автора экспонировались на выставках в России, Франции, Нидерландах, Швейцарии, США, Мексике, ЮАР, Японии, Китае, Америке. Его работы публиковались в Time, The New York Times и других СМИ.

Свободный художник – стабильность характера в нестабильном мире
Свободный художник – стабильность характера в нестабильном мире

Валерий прибыл в Норильск впервые несколько дней назад по приглашению фотоклуба «Таймыр». Он вошел в состав жюри фестиваля «Полярная перспектива» и выступил в качестве лектора, автора мастер-классов и старшего наставника начинающих и опытных заполярных фотографов.

Мне удалось встретиться с Валерием Нистратовым на одном из его мастер-классов и поговорить о фотографии, жизни свободного человека и впечатлениях о Севере. Вот, что он мне рассказал:
Фотографией я занялся, как и многие советские школьники: тогда фотографией занимались во Дворцах пионеров, либо в школьных кружках. Вот и мое увлечение фотографией началось с маленького кружка. Потом я работал в районной газете, она называлась красиво и громко – «За коммунизм!» — это было 25 лет назад. Вот так, без какой-то особой романтической истории и началось мое увлечение, которое впоследствии переросло в дело всей жизни. Потом я начал заниматься новостной фотожурналистикой, так как это было очень востребовано в то время. Тогда газета было местом, где можно было встретить интересных людей, там работали незаурядные личности, это было сосредоточение чего-то неформального. И наша газета была не исключением, хотя была официальным изданием в провинциальном подмосковном городе Щелково. Через некоторое время газета стала для меня тесной, так как любое издание имеет свои форматы, рамки. Вообще среди журналистов была поговорка, что в газете нельзя задерживаться больше 2-3 лет. Если задержался журналист на долгое время, то он терял свою индивидуальность, особый творческий настрой, почерк. Мои тогдашние коллеги теперь работают в разных местах. В то время моей целью не была работа в газете, просто мне было необходимо вырваться из Москвы и начать свой собственный путь. И путь этот начался довольно успешно — у меня была казенная машина, водитель и была возможность творить что хочешь, писать на интересные мне темы. На тот момент, когда я работал в издании, у молодежи и вообще у журналистов были настроения антикоммунистические, вопреки его названию — «За коммунизм!».

Кстати, название это всех смущало, поэтому мы переименовали газету, дав ей новое имя — «Время». В те времена у нас был куратор из идеологического отдела ЦК КПСС, я даже фамилию запомнил — Сафронов. Главные редакторы тогда обязательно были из коммунистов. Наша газета – не исключение. Мы работали под руководством женщины-коммуниста, но она была коммунист романтический и прогрессивный, очень любящая газету и верящая, что коммунизм все-таки победит. При этом журналист она была профессиональный. Поэтому мнение свое и коллег она отстаивала рьяно, до последнего. Не думаю, что сейчас свободы в СМИ намного больше, чем раньше. Цензура в прессе была всегда, и в какой-то степени это правильно.
Менялось время, менялся мой взгляд фотографа. Но документальная, репортажная, новостная фотография была востребована всегда.

Свободный художник – стабильность характера в нестабильном мире
Свободный художник – стабильность характера в нестабильном мире

Есть область работы штатного фотографа – тогда он трудится на заказчика и его творчество во многом ограничено областью интересов заказчика. У меня все по-другому, я — свободный человек. Я не завишу ни от какого заказчика, я творю собственные проекты, реализую собственные идеи. Теперь в основном я работаю над собственными проектами, участвую в грантах, в телепроектах, делаю выставки, работаю с издательствами.
Лекции для студентов стали частью моей жизни. Для меня преподавание очень интересно – меня пригласили преподавать в Московскую школу фотографии и мультимедиа имени Родченко, у меня за спиной громадный опыт, мне есть чем поделиться с молодыми начинающими фотографами.

Есть такое наблюдение – если устраиваешься работать в СМИ, то теряешь свободу, но приобретаешь некую стабильность. Ведь у каждого есть семья, которой необходимо чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Парадокс – приобретая стабильность, художник теряет индивидуальность. Стабильность для творческого человека подобно смерти. И что делать? Свободным творчеством могут заняться только очень одержимые люди, которые несмотря ни на что не теряют веру в себя, в свое предназначение, в удачу, которые не могут жить шаблонно и стандартно.

Интерес к фотографии я не терял ни разу, несмотря на то, что на моем творческом пути были и взлеты, и падения. Порой у меня складывается впечатление, что я имею четко сформированную зрительную картину о нашей стране. Несмотря на кажущиеся изменения, развитие нашего общества напоминает спираль. Перед моим объективом развивались разные события, но через некоторое время ловишь себя на мысли, что все повторяется. Тогда я начинаю искать новые сюжеты для съемки. В этом плане для меня очень большой интерес представляют азиатские страны, страны Евразии. Мне тяжело снимать в том месте, с которым я не связан знаниями, не знаю его историю, а значит, не чувствую глубину. В последнее время меня интересует Америка. Я несколько раз выполнял съемки в этой стране, вернулся оттуда неделю назад – у меня в Америке была выставка. Это материк с невероятно разнообразным пространством – есть штаты бедные, есть богатые, с различными природными условиями и различным менталитетом местных жителей. Благодаря такому разнообразию, в этой стране очень интересно снимать.

Выставок в моей творческой жизни было много, но по-прежнему каждая новая выставка вызывает волнение. Это чувство, к которому невозможно привыкнуть. Моя любимая тема – социум, общество, человек во взаимоотношении с окружающей средой. За спиной масса проектов, каждый и них ценен и дорог по своему, нелюбимых нет.

Свободный художник – стабильность характера в нестабильном мире
Свободный художник – стабильность характера в нестабильном мире

В Норильске я работаю пока три дня. Я сейчас выполняю одну серию, в которую, надеюсь, войдут и норильские фотографии. Отдельной серии о Норильске у меня пока нет, но возможно, она появится, когда я наберу больше материала. Я планирую посетить столицу Таймыра, Дудинку, если получится, так как слышал, что у вас совсем другие виды, нежели в Норильске, другая атмосфера города.

Я вошел в состав жюри пятого международного фотоконкурса «Полярная перспектива». Интересный факт – в этом году лучшим фотографом Норильска признана Анна Вараксина, фотограф из Дудинки. Эта девушка поразила всех своей серией фоторабот «Долганская невеста». В конкурсе участвовали мастера фотографии из разных стран и городов России и ближнего зарубежья. Многие проекты, представленные на суд жюри выполнены мастерски.

После съемок на Крайнем Севере Валерий собирается поехать в Африку.
В завершение нашего разговора Валерий поделился своим жизненным принципом и дал совет начинающим фотографам: «Рискуйте. Нужно слушать конструктивную критику и не нужно слушать чужое мнение. Чтобы чего-то добиться, нужно идти на неординарные поступки, иметь храбрость. Вся жизнь тогда становится состоящей из переломных моментов. В жизни творческого человека есть два пути – или слушать окружающих и на основе их мнения строить свою жизнь, или никого не слушать и идти вперед своим путем».

Любимые цвета Валерия – синий и коричневый. И если о синем я уже писала, то коричневый попал в нашу палитру красок жизни впервые. Колористы утверждают, что коричневый цвет выбирают сильные люди, часто медлительные, но основательные и практичные. Этот цвет олицетворяет стабильность. И действительно, свободный художник как никто другой, наверное, нуждается во внутренней стабильности, силе и надежности, ведь на творческом пути он полагается лишь на собственный талант, друзей и удачу.

Все о зимовках и поездках в страны мира самостоятельно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*