Отрезанное ухо, выстрелы в 7 утра, заменяющие сигнал будильника; яблоко, вырезанное с полотна картины за 25 франков; 1500 изображений танцовщиц; убеждение, что муза – это не только женщина, но и расплавленный сыр с тарелки; сон с ключом в руке для восприятия мыслей; чупа-чупс как шедевр; курение, которое спасло жизнь; имя из 96 букв; картины вместо дров, а салфетки вместо денег… Подобные странности можно было бы продолжать, наверное, до бесконечности, но о них — позже. Все они – радостный или печальный удел моих любимых художников.
Сегодняшние «Краски жизни» будут посвящены тем, про кого могу только предполагать, с кем не была знакома, не беседовала, но с кем чувствую единство восприятия окружающего мира – про импрессионистов. Вот у кого действительно можно поучиться раскрашивать жизнь в самые оптимистичные цвета палитры. Ведь, как известно, у импрессионистов в арсенале не было черного цвета.
Поучимся у них. У сумасшедших, одиноких, шумных, застенчивых, счастливых и несчастных, у особенных и талантливых.
Итак, окунемся во вторую половину позапрошлого века, в 70-е. Именно тогда во Франции начала работать группа молодых художников. Именно тогда впервые в истории искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом: на берегу реки, в поле, в лесу. Именно тогда малоизвестный журналист Луи Леруа в журнальной статье с пренебрежением обозвал этих молодых «импрессионистами», по названию холста Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Дескать, все-то у этих бесталанных выскочек сиюминутно, навеяно впечатлением, без какой-либо глубины. О судьбе журналиста после этого мало что известно. А вот картина Моне теперь украшает коллекцию музея Мармоттен в Париже.
С легкого пера писателя, не оценившего тогда новое направление живописи, художников стали называть импрессионистами, а слово это дало название целому направлению.
Была еще одна статья Эмиля Кардона и еще одно название — «Выставка мятежников». Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики к художникам-импрессионистам. Неприятие это укрепилось на годы. Художников считали аморальными, несостоятельными творить настоящее искусство.
Но вернемся к самим импрессионистам. Возможно, некоторые из них переживали такое стойкое неприятие общества, а некоторым было безразлично общественное отношение и мнение критиков – они творили, как хотели, как чувствовали. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено. Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая социальные проблемы, в том числе голод, болезни, смерть.
Импрессионисты внесли в живопись научный подход, на их палитрах царили законы настоящей алхимии, позволяющие нарисовать радость, свет, настроение, впечатление. Чем же отличалось их письмо от других техник? Помните законы оптики, которые мы проходили в школе, пропуская луч света через призму? А поговорку-запоминалку про охотника и фазана? Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный. Но поскольку синий – это разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на основные и производные, при этом каждая производная краска является дополнительной по отношению к основной. Вот, например такие пары: голубой и оранжевый, красный и зелёный, жёлтый и фиолетовый. А вообще моя любимая физика утверждает, что цветов не существует – есть только свет и тьма. А вот, про тьму импрессионисты категорически не хотели знать, а вот свет они умели изобразить мастерски, используя свои особые художественные приемы.
Прежде всего, импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток. Примером являются знаменитые циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона». Советую поискать их на просторах Интернета. Мой любимый, например, — Руанский собор. Кажется, будто это я стою перед этим храмом и наблюдаю его в лучах полуденного или закатного солнца.
Далее, благодаря импрессионистам в мире замечается цепочка прогрессивных новшеств. Благодаря им художники стали больше работать на пленэре. Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах (до этого художники готовили краски в своих мастерских сами). Термин «пленэр» крепко прописался в музыке и стал употребляться, когда концерты проводятся на открытом воздухе. Свой след импрессионизм оставил и в литературе. Фраза «Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство» стала центральным положением для многих писателей.
19 век – время больших перемен в мире искусства. В России этот период был назван «Серебряный век». Во Франции, пережившей войну и затронутой голодом, именно в это время рождались новые идеи: людям хотелось, как бы, сбросить с плеч воспоминания о потерях, о бедности и послевоенных тяготах. В послевоенной бедности родилась новая эпоха расцвета новых ценностей. Молодые люди со всех концов страны съезжались в Париж, чтобы творить. Это было время великих переломов во всех направлениях искусства, та как оно занимало значительную роль в жизни людей. Поверхностный взгляд может уловить лишь веселую и праздную жизнь, наполненную кутежом, балами и абсентом. Но мир искусства того времени был наполнен настоящей магией. Новые поколения гениальных мастеров родилось в тот период, чтобы запомниться на века и поразить весь мир своими идеями и творениями.
Многие из них, большинство, ушли из жизни в нищете, безвестности, непонятые забытые миром. Такие как Ван Гог – одинокий и сумасшедший, Клод Моне – пережил своих детей, изменившееся зрение представляло его разуму любимые белые кувшинки на пруду в ультрафиолете, Тулуз Лотрек – больной и умерший на руках матери в 37, Огюст Ренуар – творивший до последнего вздоха привязанной к руке кисточкой. На вопрос друга отчего художник продолжает писать картины, ведь каждое движение доставляет ему нестерпимую боль, Ренаур ответил: «Боль проходит, а красота остаётся».
Эдгар Дега закончил жизнь в слепоте. Этот художник известен многим по его картинам с балеринами-танцовщицами. Несколько полотен из этого цикла можно увидеть в Эрмитаже. По его настоянию последним, чем немногочисленные друзья провожали в последний путь великого художника, стало немногословное: «Он очень любил рисовать».
Все они остались верны своей идее – сделать мир чуть лучше, красочнее.
Художники импрессионисты оставили потомкам нечто больше, чем великолепные полотна, переполненные буйством красок, или лучами, спокойно и тихо рисующими картины жизни. Они оставили нам знания об особом восприятии жизни и свои палитры, в которых нет места черному.
Один из редких признанных художников импрессионистов Эдуард Мане сказал: «Цвет — это дело вкуса и ощущения, но надо иметь за душой ещё кое-что, то, что вы хотите выразить, — без этого всё теряет смысл!».
Пускай каждый твой день, дорогой читатель, будет наполнен смыслом, а палитра – яркими красками.
Все о зимовках и поездках в страны мира самостоятельно