Жостовская роспись: русское декоративно-прикладное творчество

Время на прочтение: 7 минут(ы)

Этапы Жостовской росписи: рисуем Жостовский поднос. Как я участвовала в мастер-классе по жостовской росписи

Фестиваль жостовского подноса в Санкт-Петербурге

Ну, раз я, типа блогер, то мне положено отражать сегодняшнюю действительность. Сегодня именно тот день, когда «нужно» и «прямо не терпится» совпали. Только что была на событии, о котором имею желание написать безотлагательно!
Санкт-Петербург, ул. Маяковского, 41, мастерская – выставочный зал «Мастер-класс», организованная некоммерческой организацией «Международный фонд поддержки культуры».

Сегодня в этой мастерской состоялось открытие Фестиваля жостовской росписи. На 50% сбылась одна из очередных моих мечт – прикоснуться поближе к этому прекрасному творчеству. Другие 50%, я надеюсь, сбудутся 17 мая, когда я приду на мастер-класс художника жостовской росписи и сотворю свой первый в жизни настоящий жостовский поднос! Мечта, одна из двух подобного плана, — сваять на гончарном круге что-нибудь глиняное, осуществилась несколько лет назад в Аркаиме. Но, к моему удивлению и сожалению, увенчалась не триумфом меня, как великого гончара, а быстрым ретированием с места ваяния. Т.к. то, что я там наваяла, выглядело очень непотребно…

Жостово28
Жостово29
Жостово5

И вот сегодня я была практически первым посетителем выставки жостовских подносов. Я не буду расписывать какие они прекрасные, каждый уникален и каждый — словно волшебный мир. Мне кажется, что можно развести руками цветы со светящимися лепестками, и заглянуть вглубь, а там, за ними, обязательно ждет сказочный таинственный лес, полный пения птиц и капель росы на травинках, искрящихся под тонкими солнечными лучами, пронизывающими густую листву. Кажется, Остапа понесло…
Подытожу: красиво безумно! Смотрите сами…

Разговор с художником. О жостовской росписи и жизни мастеров

Чем знаменита жостовкая роспись можно узнать и из энциклопедий, а вот возможность побеседовать с настоящим художником, хранящим традиции этого вида декоративно-прикладного творчества России уже 32 года, выпадает не всегда. Но сегодня, видимо, звезды сошлись! И вот, что я узнала.
Интерес к народным промыслам (жостово, гжель, павло-посадские платки, вологодское кружево, городецкая игрушка и т.д.), которыми издавна славятся подмосковные города, в последние годы возрастает. Это отрадно. Если раньше Жостово было небольшой деревней, то теперь это поселок. На фабрику жостовских подносов приезжают с экскурсиями школьники, творческие группы, иностранцы, российские туристы. Кроме того, значительную поддержку производству оказывают крупные компании, делающие персональные тематические заказы – сейчас модно стало в качестве представительских подарков вручать изделия, выполненные в технике жостово, или гжели. И если раньше было много самостоятельных артелей по росписи жостовских подносов, то сегодня большинство частных мастеров работают на фабрике. Разве что кузнецов раньше на фабрике было 25, а теперь только двое – остальные работают самостоятельно, в том числе по заказам фабрики. И если раньше был план, то теперь работа сдельная. Мастер может выпускать обычный ассортимент на штампованной заготовке, а может взяться за роспись частного заказа на кованой основе. Художники, в зависимости от уровня своего мастерства, подразделяются на категории. Самая высокая – шестая – это художник «свободного полета». Мастера 3-4 категории работают в основном над росписью орнамента.

Видеть красоту, чувствовать глубину, предопределять работу кисти, «жить в этих цветах» — вот, наверное, то, что определяет любого творца жостовской росписи. Это уникальная технология многослойной живописи. Сначала делается основа, композиция, а потом, слой за слоем, от темноты к свету раскрываются жостовские цветы.

Этапы росписи жостовского подноса

Жостово3
Жостово11
Жостово4
Жостово10

Несмотря на то, что работа художника связана с яркими красками, окружена красотой и позитивом, у творцов тоже бывает апатия и творческий кризис, когда за работу браться не хочется и все эти сказочные цветы не радуют. В такие моменты никак нельзя начинать роспись жостовского подноса. Ведь эта живопись однодневная. Т.е. художник, взявшись за работу, должен обязательно закончить ее в этот же день. Перерыв делать нельзя, иначе краски высохнут и следующие слои уже не будут ложиться так, как нужно. Ведь при многослойной живописи верхний светлый слой частично смешивается с нижним, более темным, и, благодаря этому, возникает этот волшебный эффект глубины, свойственный только жостовским подносам (и классический школе голландской живописи – добавлю я от себя – посмотрите на их натюрморты! – разве нет?). Представляете, какой настрой должен быть у художника перед росписью большого подноса? – или пан, или пропал. Когда смотришь на такие подносы, ощущение особенное возникает. Говорят, что во время, когда художник расписывает большой поднос, у него «душа раскрывается, широкой становится», иначе не осилить такую работу ни эмоционально, ни физически.

Проблема с преемственностью традиций в Жостово имеет место также как и везде. Молодежь не идет работать в промысел. Нет усидчивости, нет особенного чувства творца. Раньше, в советские времена, несмотря на план, отсутствие заказов и госприемку у работающих в этом производстве была гордость за русские традиции, за то дело, которому посвятили жизнь жостовские художники. Конечно «жизнь» — если уж начал рисовать, то не бросишь – не в бухгалтеры же податься, когда живопись вдруг наскучит (да простят меня представители этой профессии, если я задела творческую сторону их натуры!). К слову сказать, и сейчас на фабрике бережно хранят традиции и осуществляют строгий контроль за качеством. Каждое (!) изделие, вышедшее из-под кисти художника, проверяется комиссией, в состав которой входит главный художник, мастер цеха росписи, мастер цеха лакировки изделия. Если есть неровности на поверхности, или просветы, или краска легла слоем толще, чем нужно, то поднос возвращается на доработку. Работы мастеров высшей категории, выполненные на кованной основе, оцениваются расширенной художественной комиссией – здесь требования гораздо строже, чем к обычным изделиям.
Мастера пользуются масляными красками исключительно Санкт-Петербургского производства. Пробовали разные, особенно обрадовались, когда взяли на пробу японские краски – такие яркие, такая широкая палитра цветов – есть и сиреневый, и розовый… Но не та консистенция, слои ложатся не так, как полагается по традиции. А качество лакировки на фабрике самое лучшее – для этого имеется специальное оборудование, какого у частных мастеров нет. Кисти для росписи используют только беличьи. На роспись одного большого подноса их может уйти несколько. Нужно, чтобы их форма напоминала плоскую лопатку – тогда лепестки получаются особенно воздушно. Есть такой секретик – нестрашно, если в белый цвет попадет немного другой краски, а вот розовый цвет должен быть чистым, без примесей.
Мастер творила роспись, ее рука уверенными легкими движениями управляла кисточкой, из-под которой возникала, струясь, вуаль бело-розовых лепестков. За беседой время текло незаметно и, вот уже прекрасный воздушный пион красуется на новом жостовском подносе.
Это меня так только выставка впечатлила… Что же будет после мастер-класса! Обязательно расскажу. Ну а ты, дорогой читатель, если дочитал до этих строк, то уже понял, что если тебе представится возможность побывать на выставке жостовской росписи, то не упускай ее – не пожалеешь!
Художница, с которой я беседовала, сказала, что за 32 года своей работы она расписала столько подносов, что, наверное, ими можно обернуть всю Землю. Вот здорово! И я бы хотела когда-нибудь сделать что-нибудь такое, чтобы потом сказать, что моими хорошими или красивыми делами можно обернуть всю Землю! Буду стараться – ведь мечты сбываются!

Все рассказы о поездках по России

Все о Петербурге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*