Музей прикладного искусства художественно-промышленной академии им. Штиглица: куда пойти в Петербурге

Время на прочтение: 6 минут(ы)

Штиглиц хранил свои деньги в России. Состояние было огромным, и когда один из финансистов указал  Штиглицу на его опрометчивость, барон ответил: «Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние». Вот так, господа. А вы говорите «двойное гражданство, Фарерские острова, офшорная зона»…

Барон Александр Людвигович фон Штиглиц был человеком состоятельным. Семья потеряла своего сына, но воспитала подброшенного внебрачного ребенка князя Михаила. Наследник богатого рода, финансист, банкир, промышленник, неравнодушный к искусству, заботящийся о развитии образования, человечный и отзывчивый к нуждам простого люда, он был успешным в любом деле, за которое брался. Но не заводами, пароходами  и железными дорогами  смог барон Штиглиц увековечить свое имя. Он сделал это грамотно – через искусство. Ведь искусство, как мы знаем, вечно и нетленно. А с ним живет и имя Штиглица. Сегодня многие наши современники, безразличные к истории Санкт-Петербурга, да и вообще искусству, понимающе кивают, услышав имя российского мецената.

Барон Штиглиц жертвует 1 млн. руб. (что на наши деньги равно 812 млн. руб.), на которые по приказу императора в 1876 году строится Центральное училище технического рисования, вместе с художественно-промышленным музеем и библиотекой. В собрание музея вошли, в том числе, экспонаты из коллекции барона. Сегодня это Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица

По творческой идее архитектора Месмахера сами стены Музея прикладного искусства им. Штиглица должны учить студентов. Так оно и происходит по сей день. Стены настолько плотно украшены рисунками и барельефами, что не хватит и десяти жизней, чтобы скопировать их все. Но студенты надежды не теряют – расставляют мольберты и кропотливо рисуют. Музей Штиглица построен по принципу итальянского патио с центральным залом и террасой по периметру. Начинка музея формировалась по принципу воссоздания историко-художественной среды: каждый зал представлял собой определенную эпоху и содержал произведения искусства, ей принадлежащие.

Главным акцентом служит парадная лестница, на вершине которой восседает сам Штиглиц.  Ну а очертания огромной стеклянной крыши музея знакомо, наверное, всем в Петербурге.

Здание музея Штиглица пострадало в годы войны. Была разрушена крыша. Несколько лет здание заваленное строительным мусором, стояло открытое непогоде. Когда музей начали восстанавливать, оказалось, что выжила метлахская напольная плитка – ее нужно было только собрать из груды обломков и уложить на свои места.

В советские времена в числе медальонов, украшающих центральный зал Музея прикладного искусства им. Штиглица, среди изображений великих художников возрождения, появились Рублев, Мухина и другие русские деятели искусства. Есть некоторые нестыковочки. Например, никто не знает как выглядит Рублев. Наверно поэтому барельеф его похож на собирательный образ русского пахаря. Несколько лет училище носило имя Мухиной, но Мухина никогда не была ни в академии Штиглица, ни в музее.

В советские времена террасы перегородили, оборудовав тематические залы (зал печей — мой фаворит). Стены в скандинавском стиле закрасили белым. Как потом оказалось, именно эта белая штукатурка помогла сохранить слой оригинальной росписи, который впоследствии был легко восстановлен.

Удалось посмотреть залы Музея прикладного искусства им. Штиглица, посвященные русским языческим традициям, стены и своды которых расписаны в стиле «а-ля рус».  Убранство русских костюмов про «хляби небесные» и связь с ними. Чтобы установить связь с хлябями небесными, нужно было посадить птицу на голову. Поэтому старинные женские головные уборы имитируют птиц – сороку, утку. Ведь это очень важно — установить с ними связь, чтобы они разверзлись, разлился дождь, и был бы хороший урожай. В экспозиции есть платье, расшитое золотой нитью и весящее 3 кг. Такое платье никогда не надевали, оно шилось, чтобы было.

В музее Штиглица хранится коллекция из клада троянских сокровищ  царя Приама. До конца прошлого века Троя считалась вымыслом Гомера, пока Генрих Шлиман не поразил мир сенсационной находкой. Кстати, если вы придете в музей Штиглица на специальную экскурсию, то вам расскажут, почему греки разводили вино водой: чтобы обеззаразить тухлую питьевую воду или потому что не умели делать нормальное вино? А ведь греки молодцы, кроме вина они вообще ничего не пили!

А какие прекрасные сундуки кассоне представлены в экспозиции Музея прикладного искусства им. Штиглица! Итальянские богато украшенные сундуки, которые делали для хранения и переноски вещей. Его наполняли приданым невесты. Если невесту никак не могли сбагрить замуж, то брали сундук и носили по улицам – дескать, смотрите, Дульсинея-то наша не хуже других, ну и что, что засиделась в девках, зато вот приданного за ней – полный сундук.

А по соседству с сундуками зал моих любимых фаянсовых печей.  Ух… Я бы здесь жить осталась ненадолго. На одной из печей мы обнаружили первый маркетинговый ход мастера по росписи печной плитки. На своих плитках он нарисовал свой портрет, пиктограммами изобразил что еще он может делать в этой жизни, и где его можно найти. И подписать не забыл что-то типа: «Эта печь самая клевая печь в мире, звоните в любое время».

Ну, в общем, музей Штиглица – это место, которое в Петербурге обязательно для посещения. В нем сохранился дух и атмосфера времен. Это не обезличенные, затоптанные главные музеи города, работающие с потоками туристов. Здесь явно живет дух места – мужчина средних лет, который это здание хранит. Он бродит по залам, заложив руки за спину, заглядывает через плечо студентам, рисующим свои выпускные работы. Замечательное место!

Вот только как они все успевали раньше? За 8 лет построить такое здание, до отказа украшенное произведениями искусства снаружи и внутри. Как успевал барон Штиглиц строить заводы и пароходы, управлять банком, заботиться о ближних, советовать царю, образовывать способных, создавать будущее наследие русской культуры. Наверное потому, что не было соцсетей?

Все рассказы о поездках по России

Все о Петербурге

ФОТОАЛЬБОМ МУЗЕЙ ШТИГЛИЦА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*