Миссионерство за Полярным Кругом: как живет православный приход на Крайнем Севере

Время на прочтение: 7 минут(ы)

Хатанга: одна из самых северных церквей в мире. Как живет Хатангский православный приход сегодня. Миссионерство за Полярным Кругом — это реальность.

Мне посчастливилось принимать участие в двух православных миссиях Высокопреосвященнейшего Владыки Архиепископа Антония. Одна из них — освящение северных берегов России и установка на территории Арктики Поклонных православных крестов. Нам удалось побывать с этой миссией на мысе Челюскин, на острове Средний, в Хатанге, на Диксоне. Потрясающие впечатления от этих поездок послужили поводом для написания нескольких статей.

Хатанга, Таймыр
Хатанга, Таймыр

ПОЧТИ САМАЯ СЕВЕРНАЯ ЦЕРКОВЬ В МИРЕ

Хатангская Богоявленская церковь знаменита тем, что являлась самой северной православной церковью в мире до недавнего времени — пока несколько лет назад на Диксоне не был возведен храм. Деревянное, однокупольное, со звонницей современное здание построено из бруса в 2001 г. на средства жертвователей, меценатов, местных предпринимателей, частных лиц, прихожан. Был создан фонд возрождения Хатангской церкви.
Для церкви выбрали красивое, удобное место — самую высокую точку села, на берегу мыса, вдающегося в реку Хатангу. И кто бы, откуда теперь не плыл в село, хоть с севера, хоть с юга, — первыми издалека видят церковные маковки. И в иллюминатор самолета храм открывается издали своими позолоченными куполами.

Хатанга, Таймыр
Храм Богоявления, Хатанга, Таймыр

ХАТАНГСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД СЕГОДНЯ

В настоящее время получено благословление на обустройство православной миссии в Хатанге, цель которой – духовное окормление верующих, в числе которых, к слову, много представителей коренного населения, ведущего традиционный образ жизни. Это будет своеобразный центр, состоящий из храма, небольшого монастыря, призванный стать центром миссионерства на территории сельского поселения. Такие миссии создаются на территориях, удаленных от центра, либо отличающихся сложной транспортной схемой, в связи с чем духовное окормление удаленных поселков невозможно. При возведении здания, скорее всего, будут использоваться новые модульные технологии. В последствие, быть может, эта миссия станет небольшим православным монастырем. В принципе миссия — это уже небольшой храм со своим уставом, со своим укладом жизни. Христианские миссии в России существовали всегда, также, как и миссионерские монастыри, миссионерские епархии.
В ближайшее время планируется возведение небольшого храма в поселке Хета. Следующим летом будут освящать место строительства и устанавливать фундамент, а в навигацию привезут деревянный сруб. В этом храме будет базироваться южная часть миссии для окормления южных поселков – Катырыка, Новой, и самой Хеты. В каждом поселке такая необходимость существует, а священника нет. Обеспечение духовными наставниками верующих – еще одна цель создания миссии. Ведь храм без священника – не храм. С инициативой построить православный храм выступают жители поселка Новая. Финансирование этого мероприятия исключительно на средства прихожан, проживающих в поселках, невозможно. Поэтому для строительства будут привлекаться пожертвования людей, которые любят Хатангу и захотят принять участие в этом благом деле. Верующие надеются также на поддержку органов власти и крупных предприятий, расположенных на территории Таймыра.
Северные храмы отличаются своей скромностью. Все особые условия, присущие северным регионам должны быть соблюдены – чтобы он был и теплым, и вместительным. Самый адаптированный к нашим условиям вариант храма — храм–часовня, по подобию той, что построена в аэропорту Алыкеля. Сруб для такой церкви изготавливается на «материке», а затем перевозится водным транспортом и собирается. На месте делается только фундамент.
Хатангская церковь живет на пожертвования прихожан. Традиционно послушание в храме несли долгане. Первой послушницей была Анна Васильевна Кинах – долганка. Ее называли «хранительницей храма». И сейчас послушник храма — долганин.

Хатанга, Таймыр
Храм Богоявления, Хатанга, Таймыр

МИССИОНЕРСТВО ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ

Настоятелем Богоявленского храма совершаются миссионерские поездки в поселки, но не так часто, как хотелось бы – причина в трудности перемещения по тундре. Есть такой миссионер, епископ Невский, наш современник — человек, канонизированный в 20 веке. Он имел на содержании каюра и передвигался по северным районам на оленях. Это было проще в краях, где нет дорог, а есть лишь направления. В наше время, имея серьезную технику, передвигаться по отдаленным поселкам стало порой сложнее, чем раньше – играют роль погодные условия, которые выдержит не каждая техника. Вертолеты летают не часто, да и остановки в поселках делают ненадолго. Один священник на восемь поселков – этого недостаточно. Если ставить целью охватить все поселки миссионерской работой, — значит останется без должного внимания Хатангский храм. И если летом такие поездки возможны в силу различных причин, то с ноября начинается ряд значимых православных праздников, и оставлять без духовного окормления верующих Хатанги нельзя. Миссия нужна еще и поэтому.
Настоятель храма рассказывает: «В Катырыке и Хете недавно бывал проездом – машина шла только в одну сторону. На дорогу потратили 6 часов, а пробыли в поселках значительно меньшее время. Каюр – это транспорт возле тебя. Если бы сейчас у меня был каюр, то я смог бы чаще ездить в поселки. А почему нет? Машина может застрять, сломаться. А олень отдохнул, — и дальше поехали. Я готов к таким поездкам!».
Чаще всего святой отец бывает в Каяке – добираться проще, раз в неделю в поселок ходит транспорт. В Попигай, самый удаленный от Хатанги поселок, попасть сложнее. Он находится не на берегу реки, а в глубине Хатангской тундры. Чтобы попасть туда, нужно идти по реке, а после добираться вертолетом. В каждом поселке теперь есть маленькая духовная библиотечка – библия, книги богословов, современные печатные издания. Доставляют их с оказией.

Хатанга, Таймыр
Хатанга, Таймыр

Долганский народ чтит свои православные традиции: почитание икон, креста, и, можно сказать, что долгане — православный народ. Язычество имеет место среди коренного населения, но доля язычества есть и в русских народных суевериях и обычаях. Люди иной раз больше знают гороскоп, чем библию. Чтобы убедиться, что долгане никогда не предавали православную веру своих предков, достаточно посмотреть на устройство их погоста. Более всего соблюдением классических православных традиций поражает погост в поселке Новорыбная. Красивый. Даже в Хатанге кладбище устроено без такого точного соблюдения православных канонов. В Новорыбной кресты установлены почти однообразные: деревянные, резные, основательные. Подобный православный крест, с вкраплением долганских мотивов, расположен рядом с хатангским храмом. Этот Поклонный крест установлен был по благословению Владыки в 2004 году в память о полярниках, которые погибли при освоении Арктики. Изготовила его семья долган Рябовых из поселка Новая.

Хатанга, Таймыр
Хатанга, Таймыр

ВРЕМЯ ИСТИННОЙ ВЕРЫ

«Жаль, что в этот приезд Владыки крещения не получилось», — посетовал настоятель – «Но с крещением спешить не надо. Человек должен делать это осознанно. Это еще одна причина необходимости создания миссии – миссионер должен жить среди народа. Он должен его понимать, стать духовным отцом верующих. И народ должен его понимать. Миссионерами станут люди, пришедшие на этот подвиг, в наши непростые условия, служить по воле Божьей. На Севере климат суров, а люди здесь мягкие».
По словам настоятеля, в поселках религиозная активность высока. Преобладающее население – долгане. На встречи со священником, которые проводятся в Домах культуры, приходят почти все жители поселка – поучаствовать в службе, принять таинство крещения. Крестятся по 50 и более человек. В Хатанге это число гораздо меньше – все, кто хотел, уже покрестились и теперь крестят в основном младенцев.
Венчание редко, но случается. Венчаются прихожане из числа славян, никто из долган пока не венчался. По сравнению с предыдущими десятилетиями крещение и венчание совершаются беспрепятственно, можно стало выражать свои религиозные чувства, узаконивать относительно веры свою жизнь. В начале периода возникновения такой религиозной свободы, в 90-е годы, крестились и венчались десятками и сотнями. Потом, также десятками и сотнями, разводились. Очень мало кто из крещеных посещал храм, чтил церковные заповеди. Сейчас люди относятся к вере более серьезно. Иногда пары приходят в церковь сразу после ЗАГСа, просят: «Батюшка, благословите на брак». На вопрос: «Что значит благословить на брак? Хотите венчаться?» – часто следует ответ: «Нет, венчаться мы еще не готовы, пока хотим только получить Ваше благословение». Т.е. отношение к таинству венчания стало достаточно серьезное – сформировалось понятие ответственности перед Богом и супругом. Мода прошла, наступили другие времена – времена истинной веры. И теперь женщину и мужчину привлекает не эстетика самого действа, а узаконивание своих супружеских отношений перед Богом.
Обряд венчания – это изумительной красоты таинство. В практике настоятеля хатангского храма был случай, когда пара пришла из ЗАГСа в церковь венчаться без предварительной записи. Молодые люди — это был их первый брак — просили повенчать их именно сейчас. Говорили: «Батюшка, обвенчайте! Не прочувствовали мы в ЗАГСе, что стали мужем и женой». В тот день совершили обряд венчания, не смотря на то, что ничего специально подготовлено не было – такое было у них великое стремление. Ведь брак – это не просто запись в паспорте. Венчание начинается с отношения невесты и жениха друг к другу. Очень ясно и выразительно определяет роль мужчины и женщины послание апостола Павла в Священном Писании. На чем основывается брак? На понятиях достаточно ясных. Как сказал отец Евфимий: «Все почему-то запоминают слова «да убоится жена мужа своего». А сколько постулатов предшествует этим словам: о величине ответственности, которую должен иметь муж перед женой своей, о том, какая роль в семье отводится жене. У мужа столько ответственности, что если он ее выполняет, то, конечно, жена убоится его, но под «боязнью» имеется в виду не страх, а уважение. Должно иметь место религиозное просвещение. Раньше люди не интересовались смыслом венчания, их привлекала внешняя красота обряда. Постоять в храме в фате, да еще в короне, хотелось бы любой женщине. А ведь значение короны не в красоте. Если внимательно посмотреть на венец, то можно увидеть образ Спасителя на короне жениха и образ Божьей Матери на короне невесты. Это, в частности, говорит о том, что Христос — это жених церковный. А как он стал церковным женихом? Он прежде претерпел страдания за свою церковь, он ее кровью искупил. А образ Матери Божьей напоминает о ее страданиях за своего сына. Об обоюдной ответственности мужа и жены говорят иконы мучеников – покровителей церковного брака. На тыльной части короны изображен крест. Т.е венец, одевающийся во время венчания – это еще и венец мученичества, самопожертвования друг ради друга, а впоследствии — рождение детей, жертвование своей жизнью ради жизни других. Когда люди осознают то, что церковный брак обязывает ко многому, тогда и Бог им многое дает в будущем. Я всегда беседую перед венчанием с молодоженами, и был такой случай, когда после одного из таких разговоров, осознавая громадную ответственность, пара передумала венчаться. И, в дальнейшем, их судьбы так и разминулись. После этого они приходили в храм и благодарили, что венчание не случилось – поспешили, не подумали. Недопустимо венчание без любви, без уверенности в своих чувствах и намерения быть вместе в беде и радости.
А вот в крещении я ни разу не отказывал. Даже был такой случай, когда я совершал крещение над человеком не совсем трезвым. Но у него в тот момент был такой сильнейший порыв, так важно и необходимо было для него покреститься именно сейчас, что отказать ему я не смог. Свое состояние он объяснял тем, что иначе не мог переступить двери храма – так он волновался».
На этом наша беседа с настоятелем храма прервалась, потому что на хатангском аэродроме совершил посадку вертолет, который должен был доставить нас на острова Арктики.

Хатанга, Таймыр
Хатанга, Таймыр
Хатанга, Таймыр
Хатанга, Таймыр

Все мои самостоятельные путешествия по Таймыру и Арктике


ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ПОЕХАТЬ НА ТАЙМЫР:


Купить билеты например Москва-Норильск, подбор самого дешевого варианта:


Все рассказы о поездках по России

Все об Арктике

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*