, ,

Мечты должны сбываться! На атомном ледоколе к просторам Арктики-1

Атомный ледокол "Вайгач"

Путевые заметки о самостоятельном путешествии на атомном ледоходе в Арктику. Здесь сбылись сразу две мечты: атомный ледоход, везущий меня по Севморпути и Диксон - столица Арктики под моими ногами.


Путешествие на атомном ледоколе в Арктику через Диксон

Содержание:

  1. Попадание на атомный ледокол
  2. Моя первая встреча с атомным ледоколом "Вайгач"

Была у меня одна давнишняя мечта – очень я хотела попасть на Диксон. И не просто там как-то тривиально попасть, купив билет на авиалайнер…, а примерно так: подняться по трапу на ледокол под «Прощание Славянки», помахать платочком провожатым, поправить на лбу белую почти капитанскую фуражку, и вперед,- к мечте! Ну, или что-то типа того…

Сижу, бывало, рассматриваю карту, а там, на берегах Карского моря отмечена одинокая точка «Диксон» (пограничная зона), а вокруг - снега, да льды, чуть выше – Ледовитый океан, да Северный Полюс и больше ничего. И почему-то страсть как манит, завораживает меня это слово, похожее на название далекой звезды. Диксон…

Я долго шла к своей мечте. Я не сидела, сложа руки. Я заводила знакомства на погранзаставе, завязывала связи в транспортной милиции, учила Ф.И.О. всех капитанов атомных ледоколов и даже один раз мне удалось обползти по-пластунски пропускной пост на территорию порта и пробраться на судно. Но, увы, судно шло мимо Диксона – пришлось также по-пластунски отползать от мечты.

И вот удача – звезды сложились, как надо – на горизонте забрезжил лучик надежды! Я взяла отпуск, рюкзак за плечи, встретила Его и мы вместе направились в неизведанные дали…


Моя первая встреча с атомным ледоколом "Вайгач"

Мела пурга. Сначала откуда-то сверху, как будто с самого неба, снежную стену разрезали лучи прожекторов, а потом медленно, постепенно возникая из темноты, появился Он.
Он шел гордо и спокойно. Высясь громадиной, весь в огнях Он вызывал восторг и трепет. Льды расступались перед ним, не сопротивляясь, а лишь тихо шурша. Рядом с Ним я чувствовала себя маленькой и слабой.
Прошел мимо и растворился вновь в облаке снежной пыли.
А я осталась ждать нашей следующей встречи.

Атомный ледокол "Вайгач"

Атомный ледокол "Вайгач"

Все это произошло за 2 дня до моего путешествия. Я с группой французских журналистов на вездеходе выехала к фарватеру, чтобы снять подход ледокола к порту, а затем его швартовку. Так произошла наша первая встреча.

Долгожданный день настал! Под завывания вьюги я поднялась по трапу на борт ледокола. Но так как начало всех моих путешествий не обходится без недоразумений, то и здесь без них не обошлось. Помощник передал мне команду капитана вернуть меня на берег, но, добившись личной аудиенции, мой жалостный монолог он подытожил фразой: «Ну и что Вы будете делать у нас на ледоколе?». И я поняла – меня взяли!!!


Атомный ледокол «Вайгач».

Получил свое название в честь острова Вайгач в Карском море, площадь которого 3,4 тыс. кв. км.
Проводит суда по Северному морскому пути. В зимний период работает преобладающе на реке Енисей, в Енисейском заливе и Карском море.
Суда из Мурманска в Дудинку проводятся двумя путями: через Карские Ворота или Мыс Желания.

Капитан. Не то, чтобы раньше я часто видела капитанов, но я много читала и с раннего детства воссоздала в своем воображении ясный образ. Капитан должен быть высоким, статным, с баритоно-басовым тембром голоса, непременно курящим, спокойным, благородным и уверенным, сказал – как отрезал. Так вот, капитан атомного ледокола «Вайгач» оказался именно таким – самым настоящим капитаном.
Чтобы не показать свою абсолютную некомпетентность в вопросах судоходства, я про себя повторяла, что нужно говорить не «плывем», а «идем»; не «смена», а «вахта»; не «корабль», а «судно»; «приятного аппетита» нужно говорить, когда входишь и выходишь из кают-компании.

«Вайгач» накренился, качнулся и задрожал – мы начали движение. Лед трещал и ломался, уступая дорогу, а со стороны казалось, что мощному ледоколу такая работа не оставляет никаких усилий – так плавно и ровно шел он вперед, оставляя за собой дорогу из искромсанного льда, перемешанного с водой. За кормой идет сброс горячей воды. Она бурлит и кружит ледяные осколки, которые, отстав от ледокола, вновь смыкаются. Это одна из причин, по которой ледокол проводит судно на тросе. Поэтому ведомое судно может идти только на одном двигателе.
Ледокол сначала пробивает фарватер. Затем суда встают рядом, с ведомого судна сбрасывается веревка, к концу которой привязывается металлический трос, продетый через большое звено. За веревку трос поднимают на борт судна.
Мы ведем судно «Капитан Ман» (названное так во Владивостоке в честь мурманского капитана), чтобы передать его ледоколу «Арктика», который поведет его через Мыс Желания дальше – в Мурманск. В свою очередь мы примем у «Арктики» другое судно – «Капитан Чухчин», которое поведем в Дудинку. Передача пройдет в Енисейском заливе.
Обычно такой путь проводки занимает около 3-х дней, но в этот раз была задержка с загрузкой судна в Мурманске, поэтому наш рейс длился почти 6 дней.

Фотоальбом Россия: Таймыр, Арктика


Жизнь как путешествиеИнтересные факты о странах:
Арктика

Вайгач - ледокол с мелкой осадкой. Отличительная черта данного проекта ледоколов позволяет обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья рек. Всего было построено два ледокола этого проекта: Таймыр и Вайгач. Их строительство ознаменовало сотрудничество Финляндии и СССР.

Во время своего самостоятельного путешествия по Финляндии и другим странам Европы, я видела в Хельсинки на причале ледоколы такие же, как и те, что работают в Дудинском морском порту.
Продолжение следует... О том, как проходит день на атомном ледоколе.


Жизнь как путешествиеСоветы путешественникам:

Если Вы решите побывать в Арктике, помните, что это пограничная зона. И стартовать Вам скорее всего придется с территории, которая относится к пограничной зоне или территории с регламентированным въездом. Тщательно изучите все нюансы пребывания. Заранее подготовьте погранпропуски и разрешения на въезд. Гражданам, не имеющим российского гражданства, необходимо получить ряд документов, позволяющих передвижение по пограничным территориям.

Все мои самостоятельные путешествия и путевые заметки можно увидеть на страницах сайта "Жизнь как путешествие"

6 ответы
  1. Светлана Хэйро
    Светлана Хэйро says:

    Здравствуйте,
    в Носок летом можно добраться 1 раз в неделю на пароходе (стоимость в одну сторону около 8 тыс. руб.), а зимой - на вертолете.
    Это погранзона - -нужен пропуск пограничников
    Ни летом, ни зимой уплыть в Мурманск невозможно.

    Ответить
  2. Павел
    Павел says:

    Здравствуйте, Хэйро.

    Прочитал ваш отзыв про путешествие на атомном ледоколе.
    Также прочитал отчет Ивон Чака Чака.
    Сам очень много путешествую. Раньше жил на Таймыре (Потапово и
    Снежногорск) и очень туда тянет. Пройти по Северному морскому пути давно мечтаю.
    У меня в Дудинке живет родная сестра матери и мой двоюродный брат.
    Расскажите пожалуйста как можно попасть на судно. И какие варианты
    вообще существуют. Этим летом планирую спуститься с плав-магазином до
    п.Потапово. Может получиться и в Дудинку заскочить.

    Спасибо. Надеюсь что ответите

    Ответить
  3. Светлана Хэйро
    Светлана Хэйро says:

    Здравствуйте,
    летом самый удобный вариант - попасть на судно ледового типа и дойти от Дудинки до Мурманска.
    Если не гражданин России, это практически невозможно.
    Попадают туда по договоренности. Необходимо будет оформление документов в порту, у пограничников и т.д. Сложно, сразу говорю Или пишите в Мурманск, чтобы они Вам дали разрешение. Судно - объект стратегический. Проживание и питание оплачивается.
    В Потапово, кстати, тоже нужен погранпропуск, если все по закону делать.

    Ответить
  4. Павел
    Павел says:

    Здравствуйте, Светлана.
    Спасибо за оперативный ответ.
    Я гражданин России)).
    Хотел уточнить несколько вопросов:
    1) Летом есть лед по пути движения?
    2) В Мурманске находится управление? Я бываю периодически в Мурманске, в этом году тоже планирую туда. А с кем договариваться? Есть у Вас какие-то контакты? Или есть варианты договориться в Дудинке?
    3)Может вы поможете? Ознакомился с вашими услугами, готов обсудить ваше участие.

    Спасибо.

    Ответить
  5. Светлана Хэйро
    Светлана Хэйро says:

    1. Лед только в Арктике летом. По Енисею и в заливе его нет уже после ледохода.
    2. Мурманское управление морского пароходства. Я через них не договаривалась, поэтому думаю, что нужно начать с ними переписку, а уж они Вас направят куда нужно. Пишите на руководителя. Потом, как я понимаю или одновременно) нужно будет написать в Норникель - суда-то их. Потом на нашу погранзаставу, (возможно еще Норильское ФСБ) и Дудинский морской порт. Схема такая. Т.к. судно - стратегический объект повышенной опасности. Самостоятельно документы оформлять Вам необходимо только через Мурманск и т.д..

    Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Внесите свой вклад в беседу!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*