, ,

Как устроен атомный ледокол. Сюжеты из жизни ледокола. Мечты должны сбываться! — 2

Атомный ледокол "Вайгач"

Вторая часть путевых заметок о том, как я путешествовала на атомном ледоколе "Вайгач" в Арктику. Здесь я расскажу о том, как устроен атомный ледокол. Я видела ядерный реактор и наблюдала как работают операторы на пульте управления. Чем заняться на ледоколе? В дороге по Северному морскому пути с нами случались разные истории - несколько сюжетов из жизни ледокола и из жизни на ледоколе.


Как устроен атомный ледокол. Чем заняться на ограниченном пространстве ледокола?

Команда ледокола «Вайгач» состоит из 98-ми человек, набрана из мурманчан, питерцев и москвичей. Все члены команды очень любят свой ледокол, говорят о нем ласково и с трепетом. Вахту держат 2 раза в день по 4 часа с промежутками между вахтами в 8 часов. На ледоколе есть конференц-зал, библиотека, сауна с бассейном, спортзал, тренажерный зал. Я переживала, что не буду знать, чем заняться почти неделю пути, но время между съемками, чтением, общением, плаванием в бассейне с водой из Ледовитого океана и 4-х разовым питанием пролетело незаметно!

На пульте управления сплошные приборы и схемы в сигнальных лампах. По секрету мне показали, где находится красная кнопка! Двери в особо важные отсеки полуметровой ширины. Дверь в атомный отсек один человек открыть не сможет – действует правило 4-х рук. Атомный реактор сверху похож на паука. В центре расположены стержни для управления реакцией – для гашения реакции они опускаются. Сам реактор не видно – его высота около 5-ти метров и он расположен в самом нижнем отсеке.


Вот как я поняла принципы работы ледокола:

Ядерный реактор работает как большой кипятильник – греет воду, пар подается на турбины. Парогенератор вырабатывает электроэнергию, которая распределяется на винты, которых у ледокола три. У каждого винта своя ручка управления. Управление движением ледокола происходит путем изменения скорости и направления вращения каждого винта. За средним винтом расположен руль, к помощи которого прибегают, когда ледокол идет на большой скорости и на него направлены потоки воды, выбрасываемые средним винтом.
Штурвалы расположены в рубке рулевого управления и смотрятся очень миниатюрно. Их команды передаются в нижний трюм на махину из стержней, движимых гидравликой, которые в свою очередь поворачивают винты. Каждый винт в диаметре около 6-ти метров.
Дорогу ледоколу освещают четыре мощных прожектора. Установленные в них лампы особенные. Есть специальный счетчик, который отсчитывает время их эксплуатации, в зависимости от его показаний лампы меняются, на их смену уходят часы.

Вчера был мороз и метель, а сегодня -8 и 2 м/с – хорошие условия для съемки. Вот только цвет неба сливается с цветом заснеженных просторов, и кроме узких темных полосок берега вокруг ничего нет.
По берегам Енисея справа и слева разбросаны деревянные вышки, по которым раньше мореплаватели сверяли курс. С их помощью или с помощью сектанта определяли свое местонахождения.


Арктические сюжеты из жизни атомного ледокола

Ледокол - пространство ограниченное. Когда идешь на нем, кажется, что живешь на движущемся городе. В городе внутренняя жизнь идет своим чередом, а мимо проплывают молчаливые заснеженные пейзажи жизни внешней. У меня было впечатление, будто мы на ледоколе, как на космической станции, дрейфующей в бескрайней Вселенной.


Первый сюжет из жизни атомного ледокола:

На встречу нам идет судно ледового типа «Норильский Никель». По секрету мне сказали, что он слабак по сравнению с «Вайгачом»… «Норильский Никель» ходит сам, без ледокола, кормой вперед. Капитаны связались по рации и согласовали порядок действий. Т.к. наш ледокол вел за собой судно на буксире, то по правилам мореходства «НН» должен уступить нам дорогу. Он отклонился от курса и врезался в лед, дав нам путь. Мы прошли от него в 60-ти метрах. Прожекторы освещали оранжевый борт арктического экспресса, в их лучах искрился падающий снег. Судно гордо и величаво возвышалось во льдах, окруженное темнотой полярной ночи.


Второй сюжет из жизни атомного ледокола:

На вопрос часто ли обрывается трос, на котором ведут судно, ответили: «Крайне редко! На «Вайгаче» последний обрыв был в октябре…»… И тут крепкий металлический канат рррраз! – и обрывается. «Капитан Ман» отдаляется от ледокола все дальше и дальше. И, оставшись один во льдах, он кажется брошенным и одиноким… Ледокол возвращается, натягивают трос, проходим пару километров, а трос бац! – оборвался снова, прямо на моих глазах. А вот закрепить трос – работа не из легких, скажу я вам. За один рейс 2 обрыва – такое случилось впервые. Капитан с подозрением смотрит на меня, я давлю косяка на французов – это все их «журналистское счастье» виновато!
Этот рейс, как в последствии оказалось, стал насыщен чрезвычайными непредвиденными обстоятельствами… Капитан говорил, что предчувствовал это с того момента, как я зашла, села напротив и стала канючить взять меня на ледокол. «Незапланированная, рыжая женщина на судне – жди ЧП!» - он, конечно же, шутил...

Проводка "Капитана Мана"

Проводка "Капитана Мана"


Третий сюжет из жизни атомного ледокола:

Во льдах застрял грузовик, но вытаскивать его не стали, т.к. была опасность, что при приближении ледокола он провалится под лед. Ему на помощь уже спешила техника из поселка. Люди не пострадали. В прошлый рейс ледокол помогал вытаскивать ушедший под лед вездеход.


Четвертый сюжет из жизни атомного ледокола:

В районе острова Большой Корсаковский нас ждал ледокол «Арктика» - огромное красно-черное судно, весь в огнях. «Вайгач» остановился неподалеку, открепили трос и начал удаляться, врезаясь в лед сбоку от фарватера, освобождая дорогу «Капитану Ману». Между двумя судами смыкались льды, мы отходили все дальше, а «Капитан Ман» так и стоял, глядя нам вслед – непривычно смотреть на него такого одинокого, без пары. Ледокол «Арктика» подошел к судну, взял его на буксир и повел в Мурманск через Мыс Желания, т.к. на этом маршруте ледовая обстановка была лучше, чем в районе Карских Ворот. Через день «Арктика» приведет к нам из Мурманска другое судно, которое мы поведем в Дудинку – вот такой обоюдный обмен. А пока мы направились в обратный путь к Бреховским островам, чтобы, пока есть свободное время, обновить фарватер. Утром в районе Караула видели немного солнца! Всю ночь обновляли и выравнивали канал. В районе Волочанки белые песцы, напуганные ледоколом, разбегаются от фарватера в разные стороны. Завтра мы должны подойти к берегам Диксона. Мечта близко.

На фарватере

На фарватере


Пятый сюжет из жизни атомного ледокола:

У одного из членов экипажа было подозрение на аппендицит. Необходимо было транспортировать больного в Дудинку. Капитан, связавшись по рации с поселком Караул, выяснил, что в этом районе находится вертолет, который летит в поселок Носок, а затем в Дудинку. Было принято решение посадить его на вертолетной площадке ледокола, но у экипажа вертолета не было допуска для такого маневра. Из-за отсутствия связи с пилотами маневр чуть было не сорвался – в момент, когда вертолет собирался совершить посадку на площадку, ледокол дал задний ход, чтобы удобнее врезаться в лед. Все закончилось благополучно – вертолет отошел в сторону и приземлился на лед рядом с фарватером. Краном опустили на лед сетку с больным и сопровождающими. Операция была сделана вовремя. Хочется отметить, что вертолет, пришедший на помощь, принадлежит частному предпринимателю – вот такая готовность прийти на помощь в трудный час и является основным качеством людей семидесятой широты.

Продолжение о моем путешествии на атомном ледоколе в Арктику следует... О том, как мы высадились в арктическом Диксоне.

Фотоальбом Россия: Таймыр, Арктика


Жизнь как путешествиеИнтересные факты о странах:
Арктика

На борту всех семи атомных ледоколов мира написано:"Порт приписки-Мурманск". Первый атомный гигант, проложивший многим кораблям путь по Северному Ледовитому океану, ледокол "Ленин". Сейчас на нем создается музей, тоже уникальный. Также в Мурманск прибыл новый атомный ледокол "50 лет Победы" с самым современным оборудованием, который, к тому же, и самый большой в мире.


Мои путевые заметки путешественника о самостоятельном отдыхе в России и других странам мира можно прочитать на страницах блога "Жизнь как путешествие"

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Внесите свой вклад в беседу!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*