«CANIMUS SURDIS» — «ПОЕМ ГЛУХИМ»

Время на прочтение: 7 минут(ы)

Осталась ли место культуре в нашей сегодняшней жизни?

Это слова Вергилия, римского поэта, который жил в 70—19 годах до нашей эры. Почему я выбрал такое название?

Не кажется ли вам, что современный человек становится все более глух к искусству, незаинтересован в созидании чего-либо ценного, невосприимчив к прекрасному, уникальному, равнодушен к судьбе ближнего и нашей планеты?
Не настанут ли времена, когда единицы талантливых и культурных будут «петь глухим»? И тогда, вероятнее всего, это будет их последняя песня…

Многие философы и критики говорят, что упадок культуры в наши дни очевиден. Неужели это процесс бесконечный, и длится он будет, пока не достигнет абсолютного «культурного» нуля?

Хотелось бы вместе с вами поразмышлять до какого уровня может упасть культурный уровень человечества, например, через 50 лет? Сегодня бытует мнение, что основной причиной трансформации культуры является глобализация современного общества.

Глобализация – это осознание человечеством себя в мире как единого целого.

Приведу примеры некоторых результатов процесса глобализации, которые считают основной угрозой, ведущей к гибели нашей культуры и цивилизации, а также вызванных ими проблем.

Поем глухим
Поем глухим

Массовая культура. «Невежество — величайшее преступление» — так гласит Древний завет. В ХХ в. возник интересный феномен, никогда ранее не встречавшийся в человеческой истории, – массовая культура.

Культура нашего времени становится тем, чем можно овладеть, выучив, приняв к сведению, утвердив, и что можно отбросить, когда отпала необходимость.

В наше время необязательно иметь талант, чтобы производить творения культуры. Например: поэтам нового веяния не нужен поэтический талант – часто вполне достаточно овладеть техникой стихосложения – и можно писать неплохие стихи, издавать книги. Сегодня, в эпоху провозглашаемой демократии, любой может издать свое творение, «запустить» его в массы. Возможно ли хоть как-то сносно играть на скрипке, не получив основ музыкального образования? – вряд ли. Возможно, только редчайше талантливый человек способен на это.

Но как только открытия или изобретения талантливых одиночек становятся массовыми, они «растворяются» в массах, теряют смысл и уникальность.
Технический прогресс. Антуан-де-Сент-Экзюпери сказал: «Последний школяр на отделении точных наук знает о законах природы куда больше, чем знал Паскаль. Но способен ли школяр мыслить, как он?».

Сегодня, техника вышла на другой уровень важности в жизни людей. Без нее мы не можем жить! Сейчас же, чтобы жить, нам не нужны посредники, более того – не нужно даже выходить из дома: мы заказываем еду и товары по Интернету с доставкой, мы путешествуем интерактивно, мы знакомимся и общаемся в чатах, даже работаем дистанционно и получаем за это электронную зарплату на наш интернет-счет. Мы разучились писать ручкой, писать грамотно, составлять предложения, последовательно излагать мысли. У нас клиповое сознание – ведь только так можно все успеть, быть информированным, а значит вооруженным в жизни, которая меняется стремительно.

Информационная революция. «Кто владеет информацией, тот владеет миром», — Натан Майер Ротшильд.

Информационная революция сформировала новый информационный образ жизни. Интернет, спутниковое телевидение, мобильная телефона связь активно усваиваются культурой общества. Сегодня можно смело говорить о том факте, что развитие информационных технологий породило главную проблему современного человека – одиночество. Мы теряем навыки живого общения, мы разучились испытывать и выражать чувства и эмоции, одним из распространенных диагнозов стала депрессия. Швеция – страна, занимающая первые позиции по уровню жизни населения, занимает первое место в мире по количеству самоубийств на почве одиночества.
Обучающие курсы на темы «Как обрести друзей», «Как вести себя в семье/на работе/в компании… и т.д.», «Плюсы общения в Сети» и т.п. стали нормой. Еще несколько лет назад людям и в голову не пришло бы, что нужно учиться общаться друг с другом. Человек вводился в социум с раннего детства и был там до конца дней.

Экономический бум. Натан Майер Ротшильд: «Дайте мне управлять деньгами страны и мне нет дела до того, кто создает ее законы».

Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Развитие транснациональных корпораций повлекло за собой появление унифицированной производственной культуры, этики, норм поведения людей практики управления трудовыми коллективами.
Представительства компании Coca-Cola есть, пожалуй, почти во всех странах мира. Сотрудники компании, независимо от страны, одеты в одинаковую униформу, их трудовой день длится с 8 утра до 5 вечера с обедом с 13 до 14. Такой режим работы недопустим для традиционной трудовой культуры Испании, где традиционно сложилось, что с 13 до 16 часов вся страна не работает – в Испании в это время сиеста. Закрыты банки, магазины, учреждения и т.д. Но корпоративная культура компании Coca-Cola, сложившаяся в Америке, не допускает традиционную испанскую сиесту в своем графике.

В мире главенства денег, личностного экономического успеха, от которого зависит твое место на социальной лестнице, априори происходит переоценка ценностей и, как результат – упадок духовности. «Бери от жизни все!» — вот девиз «успешного» современного человека, который пропагандируется медиа-сетями.

Экологическая культура. Кроме проблем, вызванных экономическим бумом, существует проблема экологической культуры. На протяжении веков человек брал и брал все, что дает ему природа.
Одной из глобальных проблем сегодня является проблема засоренности Земли различного рода отходами человеческой деятельности. Начиная от бытового мусора на наших улицах, промышленного мусора на окраинах городов, техногенного мусора на незаселенных территориях и заканчивая космическим мусором. По моим собственным наблюдениям, благодаря реализуемой мировой политике в последнее время экологическая культура молодежи значительно выше экологической культуры предыдущих поколений.

Человек – вот главный враг человечества. Вывод поразителен!

Поем глухим
Поем глухим

Космополитизм. Тагор Рабиндранат, индийский писатель: «Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног».
Производственные успехи и социумы этносов неодинаковы. Одни народы обладают большими благами цивилизации и культуры, чем другие. Это обостряет проблему равенства. Таким образом, природное разнообразие особей – одна из мудростей природы – со времен создания государства становится бедствием человечества.

Многие страны исповедуют политику космополитизма. Результаты спорны.

Например, европейский национальный кризис в результате огромного потока мигрантов из бывших колоний. Прибывают в большей части необразованные люди, становящиеся в последствие безработными. Гуманное европейское законодательство в области социальной защиты привело к нонсенсу – когда образованный работающий местный житель имеет доход и социальные гарантии меньшие, чем безработный необразованный мигрант. Это приводит к социальному неравенству и расовой вражде.

Унификация культуры. Арнолд Мэтью, английский поэт и культуролог: «Люди культуры — истинные апостолы равенства».

Увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культуре, вместе с усовершенствованием технических средств воздействия на общественное мнение, приводит к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история. Уже во многих местах индивид, сознательно отказавшийся от СМИ – рассматривается как патологический субъект. Это уничтожает индивидуальность, так считают многие психологи.

Культурная диффузия. Культурная диффузия — взаимное проникновение, заимствование культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении, культурном контакте. Приведу несколько примеров результатов этого процесса.

Все чаще в русском языке появляются иностранные слова. Если раньше в наш лексикон вводились иностранные слова как определения новых понятий, не имеющих названий в родном языке, то в последнее время мы стали заменять модными иностранными словами даже те русские слова, значение которых давно определено и понятно. Это особенно странно, если учесть, что русский язык считается самым богатым в мире – с наибольшим количеством слов, богатыми словообразовательными традициями. Странно, что сегодня в него заимствуются слова из довольно «скудного» языка – английского.

Например, совсем недавно по нашей стране проходила эстафета «Олимпийский Огонь». Момент, когда один факелоносец передает другому огонь, перекрещивая факелы, организаторы назвали «Fair kiss», а машину с видео-операторами — «Media Track». Хотя уместно было бы просто назвать вещи своими именами — т.е. «Поцелуй Огня» и «Автомобиль СМИ».

Койку - таймырский семейный идол
Койку — таймырский семейный идол

Внедрение нетрадиционной культуры на территориях стран, имеющих иные исторические и культурные корни. Американцы с головой уходят в буддизм, Япония становится страной – законодательницей моды, традиционным русским блюдом (судя по количеству фаст-фудов японской кухни) становятся суши.

Например, недавно в Турции на традиционном вечере турецкой культуры был объявлен конкурс на лучшее исполнение танца живота. В конкурсе вызвались участвовать представительницы разных стран, в их числе и носительницы турецкой и арабской культур, для которых этот танец является родным, традиционным. В результате голосования победительницей стала девушка из Белоруссии, оставив далеко позади турчанок и арабских участниц.

Вывод: через десятилетия, возможно, носители отдельно взятой культуры будут вовсе не те, кто относится к соответствующей этнической группе.

Деградация этнических культур. Гарун Агацарский: «Характер человека исходит не из нации, а из воспитания».

Отличительной чертой современного мира является его этническое и национальное разнообразие. В начале века на Земле насчитывалось около 200 независимых государств, 5000 этнических групп и более 600 сообществ, представители которых говорят на одном языке. Однако под воздействием глобализации структура мирового сообщества быстро деформируется. По некоторым прогнозам к концу 21 века более половины из существующих сегодня этнических языков могут исчезнуть навсегда. А значит, навсегда будут утрачены многие ценности культуры, а также многие знания, представленные на этих языках, которые станут недоступны будущим поколениям.

При объединении мирового сообщества, деградация, исчезновение этнических структур неизбежны.

Коренные малочисленные народы Таймыра
Коренные малочисленные народы Таймыра

Африканцы, мигрировавшие в европейские страны, живут по правилам этих стран, проповедуют их религию, соблюдают их традиции. Они распевают католические псалмы на Рождество, становятся вегетарианцами, теряют физическую выносливость. В то время как в Африке это считалось бы нонсенсом. Таким образом, они сознательно отрекаются от своей этнической культуры.

Разрыв с традицией. Розенберг, один из главных идеологов 3-го Рейха сказал: «Лишите народ своей истории и уже через два поколения он превратится в послушных рабов».

Разрыв с традицией выступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшими, не говоря уже о культурном отождествлении с ними. Поэтому молодежь обращается со старшими как с чужой этнической группой, испытывая к ним «национальную вражду». Главная причина — недостаточный контакт между родителями и детьми, вызывающий патологические последствия уже у грудных младенцев.

В 2010 году из жизни ушел последний шаман Таймыра. По традиции шаман должен передать свой дар и бубен, где живет его душа, своему сыну. Ни один из сыновей шамана не готов был принять учение от отца. Старый шаман унес свои знания с собой. Так погибла без возможности возрождения уникальная культурная традиция древнейшего и одного из самых малочисленных северных народов мира – нганасан.

Таймырский чум
Таймырский чум

Итак, можно предположить, что массовая культура сохранит и укрепит свои позиции в среде населения.

Считается, что в новых условиях судьба традиционной народной культуры будет плачевна т.к. все меньше становиться ее носителей. Креативная, элитарная культура, наоборот, будет доступна и распространена в большей массе населения кроме беднейших его слоев. Несомненен факт постепенного сокращения интереса к классической высокой художественной культуре. Современному населению больших городов классическая культура уже не несет никакого опыта, актуального для его существования. Другое дело, что в условиях экономики она сможет существовать и развиваться только в дотационном режиме поддержки со стороны государства или меценатов. Примерно то же самое ожидает и бумажную литературу, которая, конечно же, выдержит конкуренцию с экранной культурой, но культурный спрос и на нее будет заметен лишь у ограниченной группы общества.

На одно следует надеяться – что, несмотря на происходящие изменения, в большинстве своем именно молодежь продолжит быть носителем культуры своих предков и созидателем культуры настоящего для будущих поколений.

Как важно найти друзей
Как важно найти друзей

Все о зимовках и поездках в страны мира самостоятельно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*